словарь онлайн форум португальского языка


История Португалии

Информация для раздела "История Португалии" взята из книги известного португальского историка и талантливого популяризатора исторических знаний Жозе Эрмано Сарайвы. Автору удалось в сжатой форме, но увлекательно изложить историю Португалии, этой маленькой пиренейской страны, зачинательницы эпохи великих географических открытий и провозвестницы глобализации.

Поколение 70-х годов


Историки литературы придают большое значение движению обновления идей и художественных стилей, развернувшемуся в Португалии между 1860 и 1880 гг.

Такое внимание объяснимо, поскольку во главе этого движения выступали крупнейшие португальские писатели XIX века: Антеру, Эса ди Кейрош, Рамалью Ортиган, Оливейра Мартинш, Теофилу Брага (именно к этому ядру, расширенному за счет еще нескольких имен, приклеился ярлык «поколения 70-х»). С точки зрения эффективного политического вмешательства, и прежде всего достигнутых результатов в эволюции идей и учреждений, значение поколения 70-х было почти нулевым. Любопытный факт: из образовывавших это поколение людей наибольшее влияние на развитие политических событий оказал как раз тот деятель, который с литературной точки зрения был самым посредственным, — Теофилу Брага. Так называемое движение поколения 70-х начиналось в городе Коимбра и вначале носило характер протеста против архаичной дисциплины в местном университете. Сам Теофилу рассказывает, что ректор стал весьма ненавистным, заставляя студентов носить застегнутую одежду и чулки выше колен, ложиться спать по звону колокола. В то время эти молодые люди читали «Происхождение христианства» Ренана, «Историю Франции» Мишле, поэмы Виктора Гюго и были знакомы, хоть и сумбурно, через французские переводы или просто по цитатам, с философским мышлением Гегеля. Клерикальная дисциплина Коимбрского университета была для них, таким образом, отвратительным пережитком прежних тираний. Вот почему на торжественной церемонии в 1862 г., как только ректор начал произносить речь сакраментальными словами «Академическое юношество!», студенты повернулись к нему спиной, толпой вышли из зала и подняли шум в университетском дворе.

Политические газеты восприняли это со всей серьезностью. Буржуазное сознание почувствовало беспокойство, ибо университет и дисциплина, которая должна была в нем царить, являлись некой будущей гарантией установленного порядка. Общественное мнение осудило студентов, а один из них (юноша по имени Антеру ди Кентал, который пользовался огромным авторитетом среди коллег) заявил о себе манифестом, в котором объяснял причины этих действий. «Чего хотят студенты университета? Справедливости! Луча солнца также и для нас, этого солнца свободы и прогресса, которое сияет на протяжении всего века и только нас оставляет во тьме прошлого. Мы хотим места на пиру либеральных гарантий, которое нам причитается, ибо эта свобода стоила крови нашим родителям, — нашей крови!».

Горячее, но нечеткое устремление этого манифеста — «солнце свободы», «прогресс века» (подразумевается — в Европе) — станет затем одной из особенностей поколения 70-х, идеалистического, революционного, литературного, но в основе своей весьма далекого от конкретных проблем португальского общества.

Как раз в чисто литературном плане и заставила себя почувствовать деятельность этой группы. В 1865 г. Антеру ди Кентал опубликовал сборник поэм «Современные оды», включив в него обращение в прозе (затем изъятое во втором издании), в котором отмечал: «Современная поэзия — это голос Революции, ибо Революция — это имя, которое жрец истории — время уронило на пророческое чело нашего века». Далее он предупреждал, что слово «революционер» не будет казаться поэтическим литературным весталкам, хранящим и культивирующим искусство ради искусства. Именно это спровоцировало появление знаменитого «коимбрского вопроса» — чисто литературную полемику, вызвавшую потоки чернил. С одной стороны, находились посвященные во главе с пожилым Антониу Фелисиану ди Каштилью, а с другой — молодежь из Коимбры, и они обменивались торжественно осуждающими друг друга брошюрами, причем первые отстаивали то, что они считали культом литературной красоты, в то время как вторые нападали на условные ценности косной поэтической камарильи. Полемика продолжалась долго, в ней использовалась ожесточенная, острая критика. Чтение этих брошюр показывает нам сегодня главным образом одно: никакая из реальных проблем, ни одно препятствие, которые тормозили и затрудняли прогресс народа Португалии, не получили столь широкого резонанса в интеллектуальных кругах, как эта академическая перебранка о литературной моде.

Антеру ди Кентал заметил, наконец, слабое место в этом доктринальном споре, оторванном от реальности, и захотел снова начать жизнь с практического опыта. Несколько месяцев он работал в национальной прессе, изучая ремесло типографа, а потом поехал в Париж, чтобы работать там по этой профессии. Он объясняет свое решение весьма показательно: «Я так долго отчаивался без причины и уставал, не работая, что захотел, наконец, приобрести этими высшими усилиями чудесное право абсолютно сознательного отчаяния. Хочу, чтобы факты оправдали усталость моего сердца или чтобы они сразу же возродили его снова». Он съездил также в Соединенные Штаты, где наблюдал последствия влияния промышленной цивилизации на человека. В Лиссабоне он расширил свои контакты, и в маленький кружок, собиравшийся в квартире, где он проживал с Батальей Рейшем, входили люди без университетского образования, вроде Оливейры Мартинша, приобретшие культуру в условиях трудной жизни, или Жозе Фонтаны, социалиста швейцарского происхождения, который тоже был самоучкой. В эту группу под названием «Вечеря» (Cenaculo) входили также некоторые товарищи Антеру по Коимбре, и литературная болтовня продолжала оживлять часть дискуссий. «Никогда еще в Португалии не расточалось столько остроумия, фантазии, способности импровизировать, столько юмора и комизма», — напишет позднее Рамалью Ортиган.

Но наступил 1871 год. Падение Второй империи и Парижская коммуна взбаламутили политические круги. Социализм начинал переходить из царства утопии в мир угрозы, и возможность изменения государственного строя многим казалась реальной. Усилия, предпринятые группой «Вечеря», позволили организовать цикл конференций в Лиссабоне, в помещении казино. В соответствующей программе излагалась следующая цель: «изучать условия политической, экономической и религиозной трансформации португальского общества». Правительство запретило проведение конференций, и люди из «Вечери» попытались вызвать крупное движение протеста, но это у них не вышло. Сам Эркулану, чье мнение захотели выслушать, проявил большую уклончивость. И это стало последним важным эпизодом «поколения 70-х». Люди, которые поначалу принадлежали к нему, разбрелись, и стало невозможно определить какую-либо форму программного или идеологического единства между их выступлениями и дальнейшим влиянием на жизнь Португалии. Это движение родилось в элитной среде, вдохновлялось зарубежными течениями мысли, появившимися совсем в других обстоятельствах, чем в Португалии, и исчерпало себя так же, как началось: группа из одиннадцати интеллектуалов, которые сами именовали себя «Побежденными жизнью», стала каждую неделю ужинать в отеле «Браганса», где с веселым пессимизмом подробно обсуждала национальные проблемы.

Термин «поколение 70-х» может вместе с тем восприниматься в более широком смысле. Маленькая группа друзей Антеру в городе Коимбра — это вовсе не изолированное вторжение таланта. Не только в поэзии и романах появились тогда авторы исключительного таланта. Во второй половине XIX в. процветало культурное творчество, которое имеет прецедент только в XVI столетии и которое быстро пошла на спад в начале следующего века.

Успехи достигнутые в этот период в области археологии, истории, права, медицины, географии, лингвистики до сих пор во многих случаях еще не превзойдены. В ту эпоху были созданы многочисленные научные общества, стали выходить журналы, уровень авторов которых удивляет нас и по сей день, а также были основаны объединения культуры и досуга, которые стремились заменить то, что не обеспечивали государственные учреждения.

Причины этой интенсивной деятельности отчасти объясняются тем обстоятельством, что университетское образование освободило самые широкие социальные слои после либеральной революции. Но многие из вдохновителей культуры той эпохи и даже некоторые крупные исследователи были самоучками. Социальная мобильность, вызванная заменой старого режима новым обществом, вероятно, находилась у истоков интенсивности культурных движений XIX века.

I) Начальный период истории
  » Доисторическая эпоха
  » Римское завоевание и распространение римской культуры
  » Набеги варваров. Свевское королевство.
  » Вестготы
  » Мавры
  » Упадок вилл. Соседские общины (конселью).
  » Реконкиста
  » Новые королевства и графства. Португальское графство
II) 1128-1223 Независимость и создание государства
  » Политический процесс достижения независимости
  » Народ и независимость
  » Завоевание территории
  » Сражение при Оурики. Факты и мифы.
  » Социальные группы
      - Духовенство
      - Дворянство
      - Вилланы
      - Зависимые
      - Рабы
  » Нравы знати
  » Имущество представителя рикуз-оменш в XIII веке
  » Производство, торговля и деньги
  » «Инвестиционный план» в XII веке
  » Культура. Противоречия и уничтожение.
      - Христианская культура
      - Арабская культура
      - Иудейская культура
III) 1223-1385 Прогресс и социальные конфликты
  » Гражданская война 1211-1216 годов. Первые письменные законы.
  » Феодальная анархия и революция 1245-1247 годов
  » Гражданская война 1245-1247 годов. Эпоха Афонсу IV.
  » Внешняя политика. Драма Инее де Кастро.
  » Успехи товарно-денежной экономики
  » Великие и малые
  » «Черная смерть» и проблема занятости
  » Перемены в культуре
      - Конец лирики и рождение истории
      - Устное творчество
      - Религиозная культура. Готический стиль.
  » Возникновение университета
  » Кризис конца века. Правление Фернанду I.
  » Революция 1383-1385 годов
IV) 1385-1498 Атлантическая экспансия
  » Политическое развитие
      - От победы горожан до триумфа короля
      - Сеута и африканская политика
      - Регентство принца Педру
      - Афонсу V
      - Корона в борьбе с крупными феодалами
  » Еврейский вопрос
  » Вопрос о «причинах» морской экспансии
  » Острова
  » Исследование побережья Африки
  » Тордесильясский договор
  » Плавание Васко да Гамы
  » Экономика и общество
  » Португальское возрождение XV века
V) 1498-1580 Восточная монополия
  » Империя и апогей эпохи правления короля Мануэла
  » Португальцы в Азии
  » Открытие и колонизация Бразилии
  » Трудности
  » Эпоха Себаштиана. Алкасер-Кибир.
  » Кризис 1578-1580 годов
  » Себастьянизм
  » Культура. Экспансия, европеизация, элитарность, инквизиция.
      - Культурная экспансия
      - Европейские образцы
      - Культура для тех, кто знает латынь
      - Инквизиция
  » Эпическое сознание и его метаморфозы
  » Приобретения и утраты торговли специями
  » Социальные последствия заморской экспансии
VI) 1580-1668 Испанское господство и Реставрация
  » Статус Филиппа II
  » «Непобедимая армада»
  » Стабильность и начало упадка
  » Восстание 1637 года
  » Реставрация
  » Война за независимость
  » Государственный переворот 1667 года и мир
  » Дипломатия времен Реставрации
  » Культура. Период хитростей и уловок.
      - Упадок
      - Иезуитское обучение
      - Культ формы и каббалистика
      - Вера в чудо
      - Патриотизм и история
      - Храмы, резьба, азулежу
VII) 1668-1777 Абсолютная монархия
  » Абсолютная монархия
  » Война за испанское наследство
  » Экономический упадок
  » Попытка торговой реформы
  » Золото Бразилии
  » Эпоха правления Жуана V
  » Культурные контакты и стремление к реформе
  » Реформа маркиза Помбала
      - Маркиз Помбал
      - Землетрясение и строительство нового Лиссабона
      - Подавление сопротивления
      - Реформы
  » Полемика относительно жизни и деятельности Помбала
  » Поворот. Эпоха Марии.
  » Португалия и кризис в Европе
  » Вторжение французской армии
  » Королевский двор в Бразилии
  » Либеральное движение
VIII) 1820-1910 Конституционная монархия
  » Двадцатые годы и Конституция 1822 года
  » Независимость Бразилии
  » Возврат к абсолютизму
  » Гражданская война
  » Страна в 1834 году
  » Либеральное законодательство. Ликвидация феодальных пережитков.
      - Законодательство Моузинью да Силвейры
      - Ликвидация религиозных орденов и продажа собственности духовенства
      - Вопрос муниципалитетов
      - Гражданский кодекс
  » Нестабильность. Сентябризм и хартизм.
  » Восстание Марии-да-Фонти и Патулея
  » Политическая стабилизация. «Возрождение», ротация, касикизм
  » Экономическое развитие. Достижения и диспропорции.
      - Фазы эволюции
      - Фонтизм и политика создания дорог и коммуникаций
      - Коммерциализация сельского хозяйства и рост среднего класса
      - Крестьяне. Бегство в город и эмиграция в Бразилию.
  » Культура в городах и селах
      - Романтизм
      - Журналистика
      - Просвещение и неграмотность
      - Изящные искусства
      - Поколение 70-х годов
  » Последняя империя
      - Последний проект империи
      - Отмена рабства
      - Вопрос об устье реки Заир
      - Берлинская конференция и карта розового цвета
      - Ультиматум
IX) 1910-1974 Республика
  » Республиканское движение
  » Период с 5 октября по 28 мая
  » Диктатура и Новое государство
X) Приложение (1992)
  » Противоречия революции
  » Основные события
  » Нормализация конституционного порядка
  » Уход из Африки и вхождение в Европу
  » Карты

***

Скачать переводчики и словари

» Русско-португальский / португальско-русский словарь - популярный электронный словарь португальского языка - АльфаЛекс. Разработан на основе словаря общей лексики Алексея Владимировича Лазарева и Николая Викторовича Иванова.
» Португальский словарь - или точнее, толковый словарь португальского языка - Aurelio v.5.0.
» Словарь португальского языка для Windows Mobile Pocket PC - отличная программа для КПК
» Словарь португальского для мобильного телефона - ставим словарик на телефон

Скачать ВИДЕО

» «Губка Боб» (бразильский португальский) - скачать 2 серии
» «Черепашки-ниндзя» (бразильский португальский) - скачать 9 серий
» «Эй, Арнольд!» (бразильский португальский) - скачать 3 серии
» «Mission Hill» (бразильский португальский) - скачать 5 серий
» «Симпсоны» (бразильский португальский) - скачать 21 серию
» «Футурама» (бразильский португальский) - скачать 4 серии
» «Bibo Pai & Bob Filho» (бразильский португальский) - скачать 15 серий

Скачать АУДИО

» Аудиокурс португальского "Виза в Португалию" - несмотря на название, в аудиокурсе фигурирует бразильский вариант португальского языка (pt br)
» Аудиокурс "Португальский язык за рулем" - европейский вариант португальского языка (pt eu)
» Аудиокниги на португальском языке - в данный момент доступны 4 аудиокниги (бразильский вариант португальского)

Скачать печатные материалы

» Учебники и самоучители по португальскому языку - практически от "А" до "Я" (из Португалии, из Бразилии и отечественные)
» Пауло Коэльо на португальском - предлагаем вам скачать 16 книг Paulo Coelho (em
Warning: include() [function.include]: URL file-access is disabled in the server configuration in /home/falarru/falarru/www/list.php on line 42

Warning: include(http://www.falar.ru/litera/random.php) [function.include]: failed to open stream: no suitable wrapper could be found in /home/falarru/falarru/www/list.php on line 42

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'http://www.falar.ru/litera/random.php' for inclusion (include_path='.:/opt/php52/lib/php') in /home/falarru/falarru/www/list.php on line 42
)
» Конституция Бразилии - можно скачать как на португальском, так и на русском

***

Изучение португальского языка в России

» Курсы португальского языка в Москве

Изучение португальского языка в Португалии

» Курсы португальского языка в Институте Камоэнса
» Курсы португальского языка в Институте Прикладной Психологии
» Другие курсы португальского языка в Португалии

Изучение португальского языка в Бразилии

» Курсы португальского языка в Бразилии

***

Статьи по португалоговорящим странам:

» История Португалии
» Экономика Португалии
» Позиция Португалии
» Радиостанции Португалии
» Обычаи и этикет португальцев
» История Бразилии
» Кухня Бразилии, рецепты
» Бразильские писатели
» ВТО (военно-техническое сотрудничество) Бразилии
» ВП (военная промышленность) Бразилии
» Музей Афро-Бразилии (Бразилия, г.Сан-Паулу)
» Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса)
» История Анголы
» Экономика Анголы
» Сказки португалоговорящих стран
» Радиостанции португалоговорящей Африки

Статьи по португальскому языку:

» Становление лексикологии в Португалии
» Становление португальского литературного языка в эпоху Возрождения
» Проникновение португальского языка в Бразилию
» Португальский язык на Шри-Ланке
» Португальский язык в СССР

Португальские писатели и поэты:

» Жозе Сарамаго
» Луис де Камоэнс
» Фернандо Пессоа
» Жозе Мария Феррейра де Кастру

Некоторые темы форума по португальскому языку:

» Бразильский вариант португальского
» Португальский язык в Африке
» Как смотреть португальское телевиденье через интернет
» Бразильские пословицы и поговорки на португальском
» Португальские скороговорки
» Поддержка португальского языка для FineReader
» Португальские стихи (em
Warning: include() [
function.include]: URL file-access is disabled in the server configuration in /home/falarru/falarru/www/dop_2.php on line 57

Warning: include(http://www.falar.ru/litera/random.php) [function.include]: failed to open stream: no suitable wrapper could be found in /home/falarru/falarru/www/dop_2.php on line 57

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'http://www.falar.ru/litera/random.php' for inclusion (include_path='.:/opt/php52/lib/php') in /home/falarru/falarru/www/dop_2.php on line 57
)
» Португальский юмор
» Неправильные глаголы в португальском
» Аудио курсы португальского
» Грамматика португальского языка

Некоторые темы форума по Португалии:

» Спецслужбы Португалии
» Португальская кухня (рецепты)
» История португальских вин
» Фотографии острова Мадейра
» Фотографии Азорских островов
» Азорские Острова на видео





Португальский язык | Москва
Copyright © 2006-2014