словарь онлайн форум португальского языка


История Португалии

Информация для раздела "История Португалии" взята из книги известного португальского историка и талантливого популяризатора исторических знаний Жозе Эрмано Сарайвы. Автору удалось в сжатой форме, но увлекательно изложить историю Португалии, этой маленькой пиренейской страны, зачинательницы эпохи великих географических открытий и провозвестницы глобализации.

Просвещение и неграмотность


Самым важным изменением, внедренным в систему обучения, было создание лицеев.

В 1836 г. еще сохранялась схема Помбала: рудименты чтения и письма для народа, университет для высшей буржуазной «элиты». Среднего образования не существовало (если не считать подготовительного к высшему), ибо модель общества, к созданию которой стремилось государство, не включала среднего слоя, то есть мелкой буржуазии. Предметы, изучавшиеся в промежутке между начальным уровнем образования и университетским, не относились к среднему образованию, а являлись промежуточными: они преследовали цель лишь подготовить к поступлению в университет. Либеральная революция изменила этот план, возведя новый этаж — выше элементарных азов для народа, но ниже верхушки университетской ступени образования.

Проект о среднем образовании появился в 1823 г., сразу после революции. План Луиша Моузинью ди Албукерки предусматривал создание лицеев (каналы в университеты) наряду со школами среднего образования (каналы к трудоустройству). Данный проект основывался на идеях, а не на социальных обстоятельствах. Это было импортом принятых во Франции решений (доклад Кондорсе, 1792). Вот почему потребовалось столько времени для воплощения идеи. «Винтисты» не смогли превратить проект в закон. После Сентябрьской революции 1836 г. декретом Пассуша Мануэла было создано по одному лицею в каждой провинции; программа, вдохновленная французскими законами, включала наряду со старыми гуманитарными предметами французский, английский или немецкий язык, химию, физику, естественные науки, математику. Однако ощущалась нехватка учителей, и не хватало учеников; в результате проект не был осуществлен. Через несколько лет были исключены современные языки и научные дисциплины, не стали преподавать математику. Новый орган атрофировался, и происходил возврат к старой, помбаловской схеме доуниверситетской подготовки, потому что новая функция, для которой он был создан, еще не стала реальностью. Только с появлением поездов и проезжих дорог набрала силу общественная группа, которая стала направлять своих детей в лицеи, и поэтому лишь в 1854 г. было восстановлено преподавание математики, а в 1863 г. реально учреждено изучение живых языков и научных дисциплин. Именно тогда начало действовать обучение в лицеях в том понимании, которое существует сегодня.

Университет изменился мало; либерализм сохранил за ним его старые преимущества, хотя и создал некоторые другие высшие курсы — медицинские школы Лиссабона и Порту, Высшие лиссабонские курсы филологии, которые сильно освежили гуманитарное обучение, и Политехническую школу, сыгравшую решающую роль в подготовке технических кадров, которые выполняли программы общественных работ фонтизма. Начальное образование развивалось слабо и медленно. В рамках романтических и либеральных идей начальная школа имела привилегированное положение, и все политики считали себя обязанными посвящать ей устные выражения признательности. Однако и здесь идеи не согласовывались с фактами. Мужчины, научившиеся читать и писать, уже не желали зарабатывать на жизнь с помощью мотыги. А законодатели были землевладельцами. Даже не отдавая себе в этом отчета, они находили способы консервировать спокойствие на селе, не отказываясь от чистоты своих принципов. «Проект для обсуждения» конституции предусматривал создание школ во всех городах, селах и поселках, в которых бы обучали чтению, письму и счету, а также катехизису религиозных и светских обрядов; для воплощения этого принципа в жизнь вводилось практическое правило: «Учителя этих школ будут получать жалованье, достаточное для людей, достойных столь важной деятельности» (статья 215). Это положение вошло в Конституцию 1822 г., однако из него было исключено упоминание о заработках.

В 1834 г. насчитывалась тысяча школ, и только тридцать лет спустя их стало две тысячи. В 1910 г. их было всего четыре тысячи пятьсот. Уровень просвещения оставался очень низким: не было ни помещений, ни профессиональных учителей, ни школьных принадлежностей. Если помещением не служил заброшенный монастырь, то обычно арендовали дом, как правило подвальную часть, «нечто среднее между амбаром и хлевом», по выражению Эсы ди Кейроша. Первые дома, построенные специально для начальных школ, появились благодаря завещанному наследству графа Феррейры в 1866 г. (144 конту на сто двадцать школ). Граф — бывший эмигрант, разбогатевший в Бразилии и Анголе; там на него большое впечатление произвело отсутствие культуры среди португальских эмигрантов. В 1910 г. все еще менее четверти школ располагали собственным помещением. Не было и учебников; в 1863 г. шла дискуссия, является ли лучшей книгой для начальной школы «Лузиады» Камоэнса или «Дон Жайми» Томаша Рибейру. Одна из героинь Жулиу Диниша зарабатывает себе на жизнь преподаванием чтения по Евангелию от святого Луки. Это был один из редких случаев, когда общенациональная нехватка чего-то преодолевалась национальным способом. По просьбе одного из лиссабонских издателей поэт Жуан ди Деуш, простой человек, не страдавший литературным снобизмом, написал «Материнский букварь», в котором излагался новый метод обучения чтению. Его почти детская простота способствовала быстрой востребованности у учителей, большинство из которых не имели литературной подготовки. В 1888 г. закон объявил эту книжицу «национальным методом». Когда автор умер в 1896 г., он был похоронен в лиссабонском монастыре иеронимитов, как это предусмотрено для крупных исторических фигур Португалии.

Материальное положение учителей было полунищенским. «Вам известно, сколько зарабатывает учитель начальной школы? — вопрошал Эса в 1872 г. — 120 000 эскудо в год, 260 реалов в день! А он должен питаться, одеваться, платить за жилье и почти всегда покупать для школы бумагу, карандаши, грифельные доски и т.п., на 13 монет в 20 реалов в день!» Годовая зарплата профессора тогда была 80 000 эскудо, преподавателя лиссабонского лицея — 400 000. Уровень подготовки приспосабливался к вознаграждению: из проинспектированных в то время 1687 преподавателей только у 263 обнаружились литературные познания, а среди них только 172 были признаны «усердными».

Согласно закону, школьное образование было обязательным, однако «ребенок в возрасте семидесяти лет уже управляет волами, пасет скот, собирает дрова, переносит тяжести, пропалывает, помогает в поле. Ростом он с мотыгу, а работает как взрослый мужчина. Выходит из дома на рассвете, а возвращается на Троицын день». Это утверждал Эса, но решение, которое он предлагал, было вечернее обучение. «По вечерам поле ребенку заменит школа». Опыт вечернего обучения, предпринимавшийся неоднократно, дал результаты, только когда был солидарно поддержан городскими рабочими. А в поле потерпел провал.

Все эти факторы обусловили сохранение неграмотности на селе еще в разгар XX в. В 1900 г. совокупный показатель неграмотности все еще достигал 80%. Всего лишь пятая часть населения умела читать, ее образовывал средний класс собственников и отчасти городское население. В деревнях только молодые бедняки, которым очень повезло или которые обладали большим талантом, смогли преодолеть этот барьер. И не многие из них оставались на селе: они сразу же переселялись в города или эмигрировали в Бразилию, поскольку, как мы уже видели, заработная плата в Лиссабоне была в пять раз выше, чем в сельской местности.

Разрыв между городом и селом, таким образом, стал больше, чем прежде. Деревня с ее неизменными привычками, песнями, предрассудками, методами лечения из книг Петра Испанского стала любопытной темой для ученых и поводом к вдохновению для писателей. Большой успех имел роман Жулиу Диниша «Воспитанницы господина настоятеля», опубликованный в приложениях к одной из газет города Порту (1866): он показывал здоровую жизнь на селе, добрые чувства сельских жителей и то, как прогресс проникал к крестьянам благодаря молодому медику, сыну земледельца среднего достатка. В книге нищете посвящено всего пять строчек. «В это время ее привлекли к окну детские голоса. Это были четверо почти голых ребятишек, которые окружали бедную худую женщину в лохмотьях. А дети, несмотря на свою наготу и бледные лица, смеялись и играли возле матери, у которой не было для них даже куска хлеба». Автор выражает озабоченность: «Волна прогресса быстро приближается. Скоро она затопит поля. Поспешайте те, кто еще не успели ознакомиться со старинными обычаями».

Многие испытывали в то время такое же чувство; и тогда начался сбор старинных песнопений, легенд, рецептов. Этнография в последней четверти XIX в. стала одной из модных наук. Нечто подобное происходило также во всей Европе, но там эта наука уже продвинулась значительно дальше.

I) Начальный период истории
  » Доисторическая эпоха
  » Римское завоевание и распространение римской культуры
  » Набеги варваров. Свевское королевство.
  » Вестготы
  » Мавры
  » Упадок вилл. Соседские общины (конселью).
  » Реконкиста
  » Новые королевства и графства. Португальское графство
II) 1128-1223 Независимость и создание государства
  » Политический процесс достижения независимости
  » Народ и независимость
  » Завоевание территории
  » Сражение при Оурики. Факты и мифы.
  » Социальные группы
      - Духовенство
      - Дворянство
      - Вилланы
      - Зависимые
      - Рабы
  » Нравы знати
  » Имущество представителя рикуз-оменш в XIII веке
  » Производство, торговля и деньги
  » «Инвестиционный план» в XII веке
  » Культура. Противоречия и уничтожение.
      - Христианская культура
      - Арабская культура
      - Иудейская культура
III) 1223-1385 Прогресс и социальные конфликты
  » Гражданская война 1211-1216 годов. Первые письменные законы.
  » Феодальная анархия и революция 1245-1247 годов
  » Гражданская война 1245-1247 годов. Эпоха Афонсу IV.
  » Внешняя политика. Драма Инее де Кастро.
  » Успехи товарно-денежной экономики
  » Великие и малые
  » «Черная смерть» и проблема занятости
  » Перемены в культуре
      - Конец лирики и рождение истории
      - Устное творчество
      - Религиозная культура. Готический стиль.
  » Возникновение университета
  » Кризис конца века. Правление Фернанду I.
  » Революция 1383-1385 годов
IV) 1385-1498 Атлантическая экспансия
  » Политическое развитие
      - От победы горожан до триумфа короля
      - Сеута и африканская политика
      - Регентство принца Педру
      - Афонсу V
      - Корона в борьбе с крупными феодалами
  » Еврейский вопрос
  » Вопрос о «причинах» морской экспансии
  » Острова
  » Исследование побережья Африки
  » Тордесильясский договор
  » Плавание Васко да Гамы
  » Экономика и общество
  » Португальское возрождение XV века
V) 1498-1580 Восточная монополия
  » Империя и апогей эпохи правления короля Мануэла
  » Португальцы в Азии
  » Открытие и колонизация Бразилии
  » Трудности
  » Эпоха Себаштиана. Алкасер-Кибир.
  » Кризис 1578-1580 годов
  » Себастьянизм
  » Культура. Экспансия, европеизация, элитарность, инквизиция.
      - Культурная экспансия
      - Европейские образцы
      - Культура для тех, кто знает латынь
      - Инквизиция
  » Эпическое сознание и его метаморфозы
  » Приобретения и утраты торговли специями
  » Социальные последствия заморской экспансии
VI) 1580-1668 Испанское господство и Реставрация
  » Статус Филиппа II
  » «Непобедимая армада»
  » Стабильность и начало упадка
  » Восстание 1637 года
  » Реставрация
  » Война за независимость
  » Государственный переворот 1667 года и мир
  » Дипломатия времен Реставрации
  » Культура. Период хитростей и уловок.
      - Упадок
      - Иезуитское обучение
      - Культ формы и каббалистика
      - Вера в чудо
      - Патриотизм и история
      - Храмы, резьба, азулежу
VII) 1668-1777 Абсолютная монархия
  » Абсолютная монархия
  » Война за испанское наследство
  » Экономический упадок
  » Попытка торговой реформы
  » Золото Бразилии
  » Эпоха правления Жуана V
  » Культурные контакты и стремление к реформе
  » Реформа маркиза Помбала
      - Маркиз Помбал
      - Землетрясение и строительство нового Лиссабона
      - Подавление сопротивления
      - Реформы
  » Полемика относительно жизни и деятельности Помбала
  » Поворот. Эпоха Марии.
  » Португалия и кризис в Европе
  » Вторжение французской армии
  » Королевский двор в Бразилии
  » Либеральное движение
VIII) 1820-1910 Конституционная монархия
  » Двадцатые годы и Конституция 1822 года
  » Независимость Бразилии
  » Возврат к абсолютизму
  » Гражданская война
  » Страна в 1834 году
  » Либеральное законодательство. Ликвидация феодальных пережитков.
      - Законодательство Моузинью да Силвейры
      - Ликвидация религиозных орденов и продажа собственности духовенства
      - Вопрос муниципалитетов
      - Гражданский кодекс
  » Нестабильность. Сентябризм и хартизм.
  » Восстание Марии-да-Фонти и Патулея
  » Политическая стабилизация. «Возрождение», ротация, касикизм
  » Экономическое развитие. Достижения и диспропорции.
      - Фазы эволюции
      - Фонтизм и политика создания дорог и коммуникаций
      - Коммерциализация сельского хозяйства и рост среднего класса
      - Крестьяне. Бегство в город и эмиграция в Бразилию.
  » Культура в городах и селах
      - Романтизм
      - Журналистика
      - Просвещение и неграмотность
      - Изящные искусства
      - Поколение 70-х годов
  » Последняя империя
      - Последний проект империи
      - Отмена рабства
      - Вопрос об устье реки Заир
      - Берлинская конференция и карта розового цвета
      - Ультиматум
IX) 1910-1974 Республика
  » Республиканское движение
  » Период с 5 октября по 28 мая
  » Диктатура и Новое государство
X) Приложение (1992)
  » Противоречия революции
  » Основные события
  » Нормализация конституционного порядка
  » Уход из Африки и вхождение в Европу
  » Карты

***

Скачать переводчики и словари

» Русско-португальский / португальско-русский словарь - популярный электронный словарь португальского языка - АльфаЛекс. Разработан на основе словаря общей лексики Алексея Владимировича Лазарева и Николая Викторовича Иванова.
» Португальский словарь - или точнее, толковый словарь португальского языка - Aurelio v.5.0.
» Словарь португальского языка для Windows Mobile Pocket PC - отличная программа для КПК
» Словарь португальского для мобильного телефона - ставим словарик на телефон

Скачать ВИДЕО

» «Губка Боб» (бразильский португальский) - скачать 2 серии
» «Черепашки-ниндзя» (бразильский португальский) - скачать 9 серий
» «Эй, Арнольд!» (бразильский португальский) - скачать 3 серии
» «Mission Hill» (бразильский португальский) - скачать 5 серий
» «Симпсоны» (бразильский португальский) - скачать 21 серию
» «Футурама» (бразильский португальский) - скачать 4 серии
» «Bibo Pai & Bob Filho» (бразильский португальский) - скачать 15 серий

Скачать АУДИО

» Аудиокурс португальского "Виза в Португалию" - несмотря на название, в аудиокурсе фигурирует бразильский вариант португальского языка (pt br)
» Аудиокурс "Португальский язык за рулем" - европейский вариант португальского языка (pt eu)
» Аудиокниги на португальском языке - в данный момент доступны 4 аудиокниги (бразильский вариант португальского)

Скачать печатные материалы

» Учебники и самоучители по португальскому языку - практически от "А" до "Я" (из Португалии, из Бразилии и отечественные)
» Пауло Коэльо на португальском - предлагаем вам скачать 16 книг Paulo Coelho (em português)
» Конституция Бразилии - можно скачать как на португальском, так и на русском

***

Изучение португальского языка в России

» Курсы португальского языка в Москве

Изучение португальского языка в Португалии

» Курсы португальского языка в Институте Камоэнса
» Курсы португальского языка в Институте Прикладной Психологии
» Другие курсы португальского языка в Португалии

Изучение португальского языка в Бразилии

» Курсы португальского языка в Бразилии

***

Статьи по португалоговорящим странам:

» История Португалии
» Экономика Португалии
» Позиция Португалии
» Радиостанции Португалии
» Обычаи и этикет португальцев
» История Бразилии
» Кухня Бразилии, рецепты
» Бразильские писатели
» ВТО (военно-техническое сотрудничество) Бразилии
» ВП (военная промышленность) Бразилии
» Музей Афро-Бразилии (Бразилия, г.Сан-Паулу)
» Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса)
» История Анголы
» Экономика Анголы
» Сказки португалоговорящих стран
» Радиостанции португалоговорящей Африки

Статьи по португальскому языку:

» Становление лексикологии в Португалии
» Становление португальского литературного языка в эпоху Возрождения
» Проникновение португальского языка в Бразилию
» Португальский язык на Шри-Ланке
» Португальский язык в СССР

Португальские писатели и поэты:

» Жозе Сарамаго
» Луис де Камоэнс
» Фернандо Пессоа
» Жозе Мария Феррейра де Кастру

Некоторые темы форума по португальскому языку:

» Бразильский вариант португальского
» Португальский язык в Африке
» Как смотреть португальское телевиденье через интернет
» Бразильские пословицы и поговорки на португальском
» Португальские скороговорки
» Поддержка португальского языка для FineReader
» Португальские стихи (em português)
» Португальский юмор
» Неправильные глаголы в португальском
» Аудио курсы португальского
» Грамматика португальского языка

Некоторые темы форума по Португалии:

» Спецслужбы Португалии
» Португальская кухня (рецепты)
» История португальских вин
» Фотографии острова Мадейра
» Фотографии Азорских островов
» Азорские Острова на видео





Португальский язык | Москва
Copyright © 2006-2014